7.5. Общие средства редактирования трехмерных объектов
Для редактирования
любых трехмерных объектов могут применяться такие универсальные команды, как
PROPERTIES, COPY, ERASE, EXPLODE, MOVE, OOPS, REDO, SCALE, UNDO
, а также
средство редактирования Grips. Работа со всеми этими средствами ведется так
же, как и при плоском черчении. Использование ряда других команд редактирования
имеет следующие особенности.
При использовании
команды ARRAY применительно к трехмерным объектам создается массив объектов,
все соответствующие точки которых расположены на одной плоскости, параллельной
плоскости XY текущей системы координат. Поэтому с помощью данной команды нельзя
создать массив, элементы которого имеют различное расположение относительно
оси Z.
При использовании
команды
MIRROR
применительно к трехмерным объектам создается их зеркальное
отражение относительно плоскости, проходящей через заданную ось симметрии и
перпендикулярной плоскости XY текущей системы координат.
При использовании
команды
ROTATE
применительно к трехмерным объектам производится их поворот
относительно оси, проходящей через заданную точку и перпендикулярной плоскости
XY текущей системы координат.
При использовании
команды
STRETCH
применительно к поверхностям производится изменение положения
их узловых точек. Изменение формы твердотельных объектов с помощью данной команды
невозможно (действие команды сводится к перемещению объекта).
Команда
3DARRAY
Назначение:
Создает в
пространстве копии объектов в виде прямоугольного или полярного массива.
Вызов
команды:
Командная
строка: 3DARRAY
Выпадающее
меню: Modi
fy >3D Operation > 3D Array
При вызове команды система выдает первый запрос:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможный
ответ
:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможные
ответы:
Следующий
запрос системы:
Enter the
type of array [Rectangular/Polar] <R>:
Введите тип
массива [Прямоугольный/поляРный] <параметр по умолчанию>:
Возможный
ответ:
Иные
возможные ответы:
R
используется
для задания построения прямоугольного массива; Р используется для задания построения
полярного массива.
В режиме создания
прямоугольного массива (R) система ведет с пользователем следующий диалог.
Запрос
системы:
Enter the
number of rows (—)<1>:
Введите число
рядов (—) <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Запрос
системы:
Enter the
number of columns (|||) <1>:
Введите число
колонок (|||) <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Запрос
системы:
Enter the
number of levels (...) <1>:
Введите число
уровней (...) <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Запрос
системы:
Specify the distance between rows (—):
Задайте расстояние
между рядами (—):
Возможные
ответы:
Запрос
системы:
Specify the distance between columns (|||):
Задайте расстояние
между колонками (|||):
Возможные
ответы:
Запрос
системы:
Specify the distance between levels (...):
Задайте расстояние
между уровнями (...):
Возможные
ответы:
После этого система выполнит построение пространственного прямоугольного массива и завершит работу с командой.
В режиме создания полярного массива (Р) система ведет с пользователем следующий диалог.
Запрос
системы:
Enter the number of items in the array:
Введите число
элементов массива:
Возможные
ответы:
Запрос
системы:
Specify the
angle to fill (+=ccw, -=cw) <360>:
Задайте угол
для построения (+=пчс, -=чс) <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Запрос
системы:
Rotate arrayed
objects? [Yes/No] <Y>:
Поворачивать
элементы массива? [Да/Нет] <параметр по умолчанию>:
Возможный
ответ:
Иные
возможные ответы:
Y
используется,
если необходимо, чтобы элементы массива имели одинаковую ориентацию относительно
оси создаваемого массива;
N
используется,
если необходимо, чтобы элементы массива не изменяли первоначальную ориентацию
в пространстве;
Запрос
системы:
Specify center point of array:
Задайте центр
массива:
Возможные
ответы:
Запрос
системы:
Specify second point on axis of rotation:
Вторая точка
на оси вращения:
Возможные
ответы:
После этого
система выполнит построение пространственного полярного массива и завершит работу
с командой.
Команда
MIRROR3D
Назначение:
Позволяет
создать зеркальную копию объектов относительно произвольно расположенной плоскости.
Вызов
команды:
Командная
строка: MIRROR3D
Выпадающее
меню: Modi
fy > 3D Operation > Mirror 3D
При вызове команды система выдает первый запрос:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможный
ответ:
Далее система выдает повторяющиеся запросы:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможные
ответы:
Следующий
запрос системы:
Specify first point of mirror plane (3 points) or [Object/Last/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>:
Задайте первую
точку плоскости симметрии (по 3 точкам) или
[Объект/Последняя/ось
Z/Bnfl/XY/YZ/ZX/3 точки] <параметр по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Specify second point on mirror plane:
Задайте вторую точку на плоскости симметрии:
Возможные
ответы:
Specify third point on mirror plane:
Задайте третью точку на плоскости симметрии:
Возможные
ответы:
Иные
возможные ответы:
О используется для задания плоскости симметрии, совпадающей с плоскостью объекта; при этом система выдает дополнительный запрос:
Select a circle, arc, or 2D-polyline segment:
Укажите окружность, дугу или сегмент 2D-полилинии:
Возможный
ответ:
L
используется
для отображения объектов относительно последней указывавшейся плоскости симметрии;
Z
используется
для задания плоскости симметрии по перпендикулярной к ней оси; при этом система
выдает дополнительные запросы:
Specify point on mirror plane:
Задайте точку на плоскости симметрии:
Возможный
ответ:
Specify point on Z-axis (normal) of mirror plane:
Задайте точку на оси Z (нормали) плоскости симметрии:
Возможный
ответ:
V
используется
для задания плоскости симметрии, параллельной плоскости видового экрана; при
этом система выдает дополнительный запрос:
Specify point
on view plane <0,0,0>:
Задайте точку на плоскости вида <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
XY
используется для задания плоскости симметрии, параллельной плоскости XY текущей
системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify point
on XY plane <0,0,0>:
Задайте точку на плоскости XY <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
YZ
используется для задания плоскости симметрии, параллельной плоскости YZ текущей
системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify point
on YZ plane <0,0,0>:
Задайте точку на плоскости YZ <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
ZX
используется для задания плоскости симметрии, параллельной плоскости ZX текущей
системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify point
on ZX plane <0,0,0>:
Задайте точку
на плоскости ZX <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Следующий
запрос системы:
Delete source
objects? [Yes/No] <N>:
Удалить исходный
объект? [Да/Нет] <параметр по умолчанию>:
Возможный
ответ:
Иные
возможные ответы:
Y используется, если при создании зеркального отображения объекта исходный объект необходимо удалить;
N используется, если исходный объект удалять не надо.
Далее система выполнит заданные построения и завершит работу с командой.
Команда
ROTATE3D
Назначение:
Поворот объектов
относительно произвольно направленной оси. Вызов команды:
Командная
строка: ROTATE3D
Выпадающее
меню: Modify> 3D Operation > Rotate 3D
При вызове команды система выдает первый запрос:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможный
ответ:
Далее система выдает повторяющиеся запросы:
Select objects: Укажите
объекты:
Возможные
ответы:
Следующий
запрос системы:
Specify first
point on axis or define axis by
[Object/Last/View/Xaxis/Yaxis/Zaxis/2points]:
Задайте первую точку оси или определите угол по [Объект/Последняя/Вид/ось Х/ось Y/ось Z/2 точки]:
Возможные
ответы:
Specify second point on axis:
Задайте вторую точку на оси:
Возможный
ответ:
Иные
возможные ответы:
О используется для задания оси, соответствующей определенному объекту; при этом система выдает дополнительный запрос:
Select a line, circle, arc, or 2D-polyline segment:
Укажите окружность, дугу или сегмент 20-полилинии:
Возможный
ответ:
Комментарий:
Если в ответ на данный запрос будут указаны отрезок или прямолинейный сегмент плоской полилинии, то в качестве оси вращения будет принята линия, совпадающая с этими объектами. Если же будут указаны окружность, дуга или радиальный сегмент плоской полилинии, то в качестве оси вращения буде принята прямая, перпендикулярная плоскости объекта и проходящая через его центр.
L
используется
для поворота объектов относительно последней указывавшейся оси;
V используется для задания оси вращения, перпендикулярной плоскости экрана; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify a
point on the view direction axis <0,0,0>:
Задайте точку
на оси направления вида <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы
:
X
используется
для задания оси вращения, параллельной оси X текущей системы координат; при
этом система выдает дополнительный запрос:
Specify a point on the X axis <0,0,0>:
Задайте точку на оси X <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Y
используется
для задания оси вращения, параллельной оси Y текущей системы координат; при
этом система выдает дополнительный запрос:
Specify a point on the Y axis <0,0,0>:
Задайте точку на оси Y <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Z
используется
для задания оси вращения, параллельной оси Z текущей системы координат; при
этом система выдает дополнительный запрос:
Specify a
point on the Z axis <0,0,0>:
Задайте точку
на оси Z <значение по умолчанию>:
Возможные
ответы:
Следующий
запрос системы:
Specify rotation
angle or [Reference]:
Задайте угол поворота или [Относительно]:
Возможные
ответы:
Иной
возможный ответ:
R
используется
для задания относительного утла поворота.
Далее система
выполнит поворот указанных объектов и завершит работу с командой.
Команда
ALIGN
Назначение:
Позволяет
задать положение и ориентацию объекта путем выравнивания его относительно другого
объекта.
Вызов
команды:
Командная
строка: ALIGN
Выпадающее меню: M odify> 3D Operation > Align
Принцип действия данной команды следующий. Последовательно указываются две или три пары точек (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6), причем первая точка из каждой пары ставится в соответствие корректируемому объекту, а вторая — эталонному объекту. Далее система совмещает точки 1 и 2, поворачивает корректируемый объект так, чтобы совпали линии 1-3 и 2-4, а затем вновь поворачивает объект до совмещения линий 1-5 и 1-6. Дополнительно имеется возможность изменить масштаб корректируемого объекта до совпадения длин отрезков 1-3 и 2-4.
При вызове команды система выдает первый запрос:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможные
ответы:
Далее система выдает повторяющиеся запросы:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможные
ответы:
Следующий запрос системы
Specify first source point:
Задайте первую исходную
точку:
Возможные
ответы:
Следующий запрос системы
Specify first destination point:
Задайте первую назначенную
точку:
Возможные
ответы:
Следующий запрос системы
Specify second
source point:
Задайте вторую
исходную точку:
Возможные
ответы:
Следующий
запрос системы
Specify second
destination point:
Задайте вторую назначенную точку:
Возможные
ответы:
Следующий
запрос системы
Specify third
source point or <continue>:
Задайте третью исходную точку или <продолжить>:
Возможные
ответы:
Specify third destination point:
Задайте третью назначенную точку:
Возможные
ответы:
Scale objects
based on alignment points? [Yes/No] <N>:
Масштабировать
объект до совпадения точек? [Да/Нет] <параметр по умолчанию>:
Возможный
ответ:
Иные
возможные ответы:
Y
используется,
если размер корректируемого объекта необходимо изменить до полного совпадения
точек;
N
используется,
если изменять размер объекта не требуется;
После этого система соответствующим образом изменит положение и ориентацию корректируемого объекта и завершит работу с командой.
Замечание:
Изменение размеров корректируемого объекта возможно лишь при выравнивании объектов по двум парам точек.