Главная. Учебники по программам для графики и дизайна!! Главная страница сайта.

 

4.4.1. Символический уровень и уровень знаний

Совершенно ясно, что среда символических вычислений весьма подходит для реализации структур, необходимых для представления знаний, но символический уровень анализа ничего не говорит нам о том, чем должны быть такие структуры. Нужен еще один уровень анализа, расположенный выше символического, который будет ограничивать набор возможных представлений при решении некоторой проблемы. Ньюэлл в работе [Newell, 1982] назвал его уровнем знаний и предположил, что знания должны быть охарактеризованы функционально, т.е. в терминах действия, а не в терминах структурной организации.

Из предложения Ньюэлла следует, что нельзя адекватно представлять знания, не располагая сведениями о том, как они могут быть использованы. Возможно, это одна из причин, которая побуждает нас разделить факты и знания. То, что норманны в 1066 году захватили Англию, — это только факт. Но мое знание этого факта может быть использовано совершенно по-разному. В частности, это в равной степени позволит мне успешно сдать экзамен по истории или спровоцировать драку между англичанами и французами. Если цель состоит именно в том, чтобы получить более высокую оценку на экзамене, то представление знаний лучше связать с другими фактами, например сведениями о короле Гарольде или короле Вильяме. Если же цель — разжечь ненависть между англичанами и французами, то лучше воспользоваться такими фактами, как вандализм английский футбольных фанатов или эксцентричная манера вести себя на дорогах, присущая французским мотоциклистам. Таким образом, не существует "правильного" способа представить какой-то факт, но существует более или менее полезное представление знания некоторыми фактами.

В синтаксисе и семантике языка LISP нет ничего такого, что подсказало бы вам, как организовать знания. Список — это удобная, но иногда неэффективная в работе структура данных, но он не имеет никаких преимуществ с точки зрения представления знаний по сравнению с массивом в языке FORTRAN и менее удобен, чем класс в языке C++. Утверждение о широких возможностях LISP имеет скорее отношение к тому, что для опытного программиста довольно легко создать на его основе производный язык по своему выбору. Но такой специализированный интерпретатор, функционирующий в среде LISP, оказывается очень непроизводительным, и в этом его основной недостаток.


Hosted by uCoz
Google Scholar
Web Informer Button Web Informer Button