22.2.
Обучение с помощью компьютера: система САТО
В главах 11
и 12 мы уже говорили о том, что при работе над экспертными системами второго
поколения исследователи пришли к выводу, что представление знаний внутри экспертной
системы должно со временем привести к созданию систем обучения с помощью компьютера
(CAI — computer-aided instruction). Если в нашем распоряжении имеется программа,
которая успешно решает определенный круг проблем, то она, вероятно, может быть
использована и для того, чтобы научить студентов решать аналогичные проблемы.
Однако оказалось,
что превратить экспертную систему в эффективное средство обучения далеко не
так легко, как это кажется с первого взгляда. Программа должна отдавать себе
отчет в том, как именно она решает проблему и почему на данном этапе процесса
отдает предпочтение именно таким знаниям. Исследователи пришли к выводу, что
в процессе обучения особую важность имеет набор стратегий решения проблем и
что эти стратегии должны быть представлены в программе в явном виде, а не просто
реализованы в программном коде.
В этом разделе
мы опишем программу САТО, которая была создана для обучения студентов-юристов
методике ведения судебных дел. В основу программы положена абстрактная модель
процесса прения сторон. Программа является развитием системы HYPO, в которой
используется описанная выше методика анализа прецедентов для юриспруденции.
База прецедентов этой системы содержит множество отчетов о судебных делах; получив
спецификацию нового дела, система отыскивает наиболее близкий прецедент и анализирует
отличия между ним и полученными данными. Мы увидим, что методика сравнения
и противопоставления (compare and contrast) является таким же мощным средством
решения проблем, как и ранее рассмотренные методики предложение и применение
и предположение и проверка.