18.3.1. Уровни
абстракции в среде ВВ
На верхнем
уровне абстракции — уровне архитектуры — представлен набор базовых структур
знаний (представляющих действия, события, состояния и т.п.) и механизм, который
служит для отбора и реализации действий. Этот вид знаний обособлен не только
от конкретной предметной области, но также независим и от метода решения отдельных
задач и проблемы в целом. Идея состоит в том, что архитектура проектируемой
системы должна обеспечивать поддержку решения разнообразных задач в множестве
предметных областей (точно так же и способность человека мыслить не связана
с какой-либо отдельной задачей или областью знаний). На этом же уровне представлены
и способности рассуждать о поведении, обучаться и пояснять свои действия.
Оболочки задач
— это следующий, более низкий уровень абстракции. На нем представлены промежуточные
структуры знаний о действиях и событиях, касающихся определенной задачи, например
о неисправностях в тестируемой системе или о конструкциях, удовлетворяющих определенным
ограничениям. Методы, которые представлены на этом уровне, могут быть общими
для нескольких родственных предметных областей. Здесь есть прямая аналогия с
тем, как человек планирует свои действия в разных ситуациях, используя ограниченный
набор опробованных стратегий. Примером такой оболочки может служить система
ACCORD, которая решает задачу планирования сборки изделия из множества компонентов.
Наиболее специфический уровень — прикладной, на котором сконцентрированы структуры знаний о конкретных действиях в конкретных обстоятельствах и методы решения конкретных классов проблем. Примером системы, в которой используется этот уровень, являются PROTEAN — система вывода структуры протеинов при заданных ограничениях [Hayes-Roth et al, 1986] и SIGHTPLAN — система проектирования архитектурных планировок [Tommelein et al., 1988].