Главная. Учебники по программам для графики и дизайна!! Главная страница сайта.

 

Описание данных

Практически любая программа содержит в себе перечень данных, с которыми она работает. Это могут быть символьные строки, предназначенные для вывода на экран; числа, определяющие ход выполнения программы или участвующие в вычислениях; адреса подпрограмм, обработчиков прерываний или просто тех или иных полей программы; специальные коды, например, коды цвета выводимых на экран символов и т.д. Кроме данных, определяемых в тексте программы, в программу часто входят зарезервированные поля, предназначенные для заполнения по ходу выполнения программы, например, результатами вычислений или путем чтения из файла. Все эти данные и зарезервированные поля должны быть определены в составе сегмента данных программы (в принципе они могут быть определены, и часто определяются, не в сегменте данных, а в сегменте команд, но здесь мы не будем касаться этого вопроса).
Для определения данных используются, главным образом, три директивы ассемблера: db (define byte, определить байт) для записи байтов, dw (define word, определить слово) для записи слов и dd (define double, определить двойное слово) для записи двойных слов:

db 255


dw 6.5535


dd 100000000

Кроме перечисленных, имеются и другие директивы, например df (define fanvord, определить поле из 6 байт), dq (define quadword, определить четверное слово) или dt (define tcraword, определить 10-байтовую переменную), но они используются значительно реже.
Для того чтобы к данным можно было обращаться, они должны иметь имена. Имена данных могут включать латинские буквы, цифры (не в качестве первого знака имени) и некоторые специальные знаки, например, знаки подчеркивания (_), доллара ($) и коммерческого at (@). Длину имени некоторые ассемблеры ограничивают (например, ассемблер MASM - 31 символом), другие - нет, но в любом случае слишком длинные имена затрудняют чтение программы. С другой стороны, имена данных следует выбирать таким образом, чтобы они отражали назначение конкретного данного, например counter для счетчика или filename для имени файла:

counter dw 10000


filename db "a:\myfile.001'

Значения числовых данных можно записывать в различных системах счисления; чаще других используются десятичная и 16-ричная запись:

size dw 256 ;В ячейку size записывается
                    ;десятичное число 256


setb7 db 80h ;В ячейку setb7 записывается
                    ;16-ричное число 80h

Необходимо отметить неточность приведенных выше комментариев. В памяти компьютера могут храниться только двоичные коды. Если мы говорим, что в какой-то ячейке записано десятичное число 128, мы имеем в виду не физическое содержимое ячейки, а лишь форму представления этого числа в исходном тексте программы. В слове с именем size фактически будет записан двоичный код 0000000100000000, являющийся двоичным эквивалентом десятичного числа 256. Во втором случае в байте с именем setbit? будет записан двоичный эквивалент шестнадцатиричного числа 80h, который составляет 10000000 (т.е. байт с установленным битом 7, откуда и получила имя эта ячейка).
Для резервирования места под массивы используется оператор dup (duplicate, дублировать), который позволяет "размножить" байт, слово или двойное слово заданное число раз:

rawdata dw 300 dup (1)   ;Резервируются 300 слов,
                                        ;заполненных числом 1


string db 80 dup ('^')        ;Резервируются 80 байтов,
                                        ;заполненных знаком '^'

Присвоение данным символических имен позволяет обращаться к ним в программных предложениях, не заботясь о фактических адресах этих данных. Например, команда

mov AX,size

занесет в регистр АХ содержимое ячейки size (число 256), независимо от того, в каком месте сегмента данных эта ячейка определена, и в какое место физической памяти она попала. Однако программист, использующий язык ассемблера, должен иметь отчетливое представление о том, каким образом назначаются адреса ячейкам программы, и уметь работать не только с символическими обозначениями, но и со значениями адресов. Для обсуждения этого вопроса рассмотрим пример сегмента данных, в котором определяются данные различных типов. В левой колонке укажем смещения данных (в шестнадцатеричной форме), вычисляемые относительно начала сегмента.

data segment


0000h counter dw 10000


0002h pages db "Страница 1"


000Ch numbers db 0, 1, 2, 3, 4


0011h page_addr dw pages


data ends

Сегмент данных начинается с данного по имени counter, которое описано, как слово (2 байт) и содержит число 10000. Очевидно, что его смещение равно 0. Поскольку это данное занимает 2 байт, следующее за ним данное pages получило смещение 2. Данное pages описывает строку текста длиной 10 символов и занимает в памяти столько же байтов, поэтому следующее данное numbers получило относительный адрес 2 + 10 = 12 = Ch. В поле numbers записаны 5 байтовых чисел, поэтому последнее данное сегмента с именем page_addr размещается по адресу Ch + 5 = 11h.
Ассемблер, начиная трансляцию сегмента (в данном случае сегмента данных) начинает отсчет его относительных адресов. Этот отсчет ведется в специальной переменной транслятора (не программы!), которая называется счетчиком текущего адреса и имеет символическое обозначение знака доллара (S). По мере обработки полей данных, их символические имена сохраняются в создаваемой ассемблером таблице имен вместе с соответствующими им значениями счетчика текущего адреса. Другими словами, введенные нами символические имена получают значения, равные их смещениям. Таким образом, с точки зрения транслятора counter равно 0, pages - 2, numbers - Ch и т.д. Поэтому предложение

page_addr dw pages

трактуется ассемблером, как

page_addr dw 2

и приводит к записи в слово с относительным адресом 11h числа 2 (смещения строки pages).
Приведенные рассуждения приходится использовать при обращении к "внутренностям" объявленных данных. Пусть, например, мы хотим выводить на экран строки "Страница 2", "Страница 3", "Страница 4" и т.д. Можно, конечно, все эти строки описать в сегменте данных по отдельности, но это приведет к напрасному расходу памяти. Экономнее поступить по-другому: выводить на экран одну и ту же строку pages, но модифицировать в ней номер страницы. Модификацию номера можно выполнить с помощью, например, такой команды:

mov pages + 9, ' 2'

Здесь мы "вручную" определили смещение интересующего нас символа в строке, зная, что все данные размещаются ассемблером друг за другом в порядке их объявления в программе. При этом, какое бы значение не получило имя pages, выражение pages + 9 всегда будет соответствовать байту с номером страницы.
Таким же приемом можно воспользоваться при обращении к данному numbers, которое в сущности представляет собой небольшой массив из 5 чисел. Адрес первого числа в этом массиве равен просто numbers, адрес второго числа - numbers + 1, адрес третьего - numbers + 2 и т.д. Следующая команда прочитает последний элемент этого массива в регистр DL:

mov DL,numbers+4

Какой смысл имело объединение ряда чисел в массив numbers? Да никакого, если к этим числам мы все равно обращаемся по отдельности. Удобнее было объявить этот массив таким образом:

nmb0 db 0


nmbl db 1


nmb2 db 2


nmb3 db 3


nmb4 db 4

В этом случае для обращения к последнему элементу не надо вычислять его адрес, а можно воспользоваться именем nmb4. Если, с другой стороны, мы хотим работать с числами, как с массивом, используя индексы отдельных элементов (о чем речь будет идти позже), то присвоение массиву общего имени представляется естественным. Получение последнего элемента массива по его индексу выполняется с помощью такой последовательности команд:

mov SI,4                   ;Индекс элемента в массиве


mov DL,numbers[SI] ;Обращение по адресу


                                  ;numbers + содержимое SI

Иногда желательно обращаться к элементам массива (обычно небольшого размера) то с помощью индексов, то по их именам. Для этого надо к описанию массива, как последовательности отдельных данных, добавить дополнительное символическое описание адреса начала массива с помощью директивы ассемблера label (метка):

numbers       label      byte


nmb0            db          0


nmbl             db          1


nmb2            db          2


nmb3            db          3


nmb4            db          4

Метка numbers должна быть объявлена в данном случае с описателем byte, так как данные, следующие за этой меткой, описаны как байты и мы планируем работать с ними именно как с байтами. Если нам нужно иметь массив слов, то отдельные элементы массива следует объявить с помощью директивы dw, а метке numbers придать описатель word:

numbers     label    word


nmb0          dw        0


nmbl           dw        1


nmb2          dw        2


nmb3       
    dw        3


nmb4          dw        4

В чем состоит различие двух последних описаний данных? Различие есть, и весьма существенное. Хотя в обоих случаях в память записывается натуральный ряд чисел от 0 до 4, однако в первом варианте под каждое число в памяти отводится один байт, а во втором - слово. Если мы в дальнейшем будем изменять значения элементов нашего массива, то в первом варианте каждому числу' можно будет задавать значения от 0 до 255, а во втором - от 0 до 65535.
Выбирая для данных способ их описания, необходимо иметь в виду, что ассемблер выполняет проверку размеров используемых данных и не пропускает команды, в которых делается попытка обратиться к байтам, как к словам, или к словам - как к байтам. Рассмотрим последний вариант описания массива numbers. Хотя под каждый элемент выделено целое слово, однако реальные числа невелики и вполне поместятся в байт. Может возникнуть искушение поработать с ними, как с байтами, перенеся предварительно в байтовые регистры:

mov AL,nmb0 ;Переносим nmb0 в AL


mov DL,nmbl ;Переносим nmb1 в AL


mov CL,nmb2 ;Переносим nmb2 в AL

Так делать нельзя. Транслятор сообщит о грубой ошибке - несоответствии типов, и не будет создавать объектный файл. Однако довольно часто возникает реальная потребность в операциях такого рода. Для таких случаев предусмотрен специальный атрибутивный оператор byte ptr (byte pointer, байтовый указатель), с помощью которого можно на время выполнения одной Команды изменить размер операнда:

mov AL,byte ptr nmb0


mov DL,byte ptr nmbl


mov CL,byte ptr nmb2

Эти команды транслятор рассматривает, как правильные.
Часто возникает необходимость выполнить обратную операцию - к паре байтов обратиться, как к слову. Для этого надо использовать оператор word ptr:

okey db 'OK'



mov AX,word ptr okey

Здесь оба байта из байтовой переменной okey переносятся в регистр АХ. При этом первый по порядку байт, т.е. байт с меньшим адресом, содержащий букву "О" (можно считать, что он является младшим в слове
"OK"), отправится в младшую половину АХ - регистр AL, а второй по порядку байт, с буквой "К", займет регистр АН.
До сих пор речь шла о данных, которые, в сущности, являлись переменными, в том смысле, что под них выделялась память и их можно было модифицировать. Язык ассемблера позволяет также использовать константы, которые являются символическими обозначениями чисел и могут использоваться всюду в тексте программы, как наглядные эквиваленты этих чисел:

maxsize = 0FFFFh


mov CX,maxsize mov CX,0FFFFh

Последние две команды полностью эквивалентны.
При определении констант допустимо выполнение арифметических операций. Пусть нам надо задать позицию символа (или строки символов) на экране. Учитывая, что каждый символ записывается в видеопамяти в двух байтах (в первом - код ASCII символа, а во втором - его атрибут), строка экрана имеет длину 80 символов, а высота экрана составляет 25 строк, то для вывода некоторого символа в середину экрана его смещение в видеопамяти от начала видеостраницы можно определить следующим образом:

position=80*2*12+40*2

Такая запись достаточно наглядна, и ее легко модифицировать, если мы решим вывести символ в какую-то другую область экрана.
Константами удобно пользоваться для определения длины текстовых строк:

mes db 'Ждите'


mes_len = $-mes

В этом примере константа mes_len получает значение длины строки mes (в данном случае 5 байт), которая вычисляется как разность значения счетчика текущего адреса после определения строки и ее начального адреса mes. Такой способ удобен тем, что при изменении содержимого строки достаточно перетранслировать программу, и та же константа mes_len автоматически получит новое значение.

 

Hosted by uCoz
Google Scholar
Web Informer Button Web Informer Button