Главная. Учебники по программам для графики и дизайна!! Главная страница сайта.

 

7.2.2. Проблема наложения методов

Та простая картина, которая вырисовывается из представленного выше механизма прямого наследования, несколько усложняется, если мы попытаемся заменить прямое наследование множественным. В главе 6 уже отмечалось, что это может привести к неоднозначности в наследовании свойств. Но в контексте объектно-ориентированного подхода при множественном наследовании появляется и неоднозначность поведения.

С этой проблемой впервые столкнулись при разработке объектно-ориентированного языка FLAVORS, который поддерживает множественное наследование и наложение методов [Cannon, 1982]. Язык FLAVORS позволяет объектам иметь несколько родителей и таким образом наследовать процедуры и данные из нескольких источников. Для FLAVORS характерна не иерархия объектов, а гетерархия. Если графически изобразить отношения между разными объектами в FLAVORS, то схема будет больше походить на решетку, чем на дерево. Каков во всем этом смысл? Рассмотрим следующий пример, взятый из статьи Кэннона.

Отображение окон на дисплее рабочей станции реализуется, как правило, с использованием объектно-ориентированного стиля программирования. Будем считать, что окна на экране дисплея представлены в виде LISP-объектов, в каждом из которых записаны свойства окна (размеры и положение на поле экрана) и процедуры работы с окном (открытие, закрытие, перерисовка и т.п.). Существует несколько разновидностей окон и соответственно объектов окон — с рамкой, без рамки, со строкой заголовка, без заголовка и т.д.

Класс окно с рамкой .является подклассом (или производным классом) класса окно. Точно так же подклассом класса окно является и класс окно с заголовком. В иерархической системе классы окно с рамкой и окно с заголовком представляют собой отдельные узлы одного и того же уровня иерархии. Они наследуют определенные методы, например refresh (освежить), от базового класса окно, но имеют и собственные методы выполнения таких операций, как перерисовка рамки или строки заголовка.

А теперь предположим, что нам потребовался еще один вид окна — окно с рамкой и строкой заголовка. Окно такого типа должно быть представлено новым классом окно с рамкой и заголовком. В иерархической системе новый класс будет наследником класса окно и независимым "близким родственником" уже существующих классов окно с рамкой и окно с заголовком на том же уровне иерархии (рис. 7.2). Но даже интуитивно чувствуется, что такая организация избыточна. Ведь фактически мы стремимся "смешать" два набора уже существующих качеств и получить в результате новый комбинированный набор. Кажется, что целесообразнее сделать новый класс "дитятей" двух родителей, — классов окно с рамкой и окно с заголовком (рис. 7.3).

Рис. 7.2. Иерархическая система классов окон

Но здесь возникают вопросы: а как новый класс будет наследовать процедуры, определенные в двух базовых классах? Устроит ли нас "смешанное" поведение нового класса? Эту проблему можно разложить на две составляющие:

Рис. 7.3. Гетерархическая система классов окон

Для решения этой задачи очень подходит механизм включения в основной метод вставок, которые должны выполняться до или после него. В приведенном выше примере с объектами окон можно скомпоновать метод отрисовки окна с рамкой и строкой заголовка таким образом, чтобы новый класс использовал унаследованный от класса окно метод refresh и, кроме того, специализированные методы, унаследованные от каждого из ближайших родителей и выполняемые после основного refresh. При этом должен четко соблюдаться порядок выполнения унаследованных операций и вставок, поскольку его изменение может привести к нежелательному эффекту. В нашем примере после выполнения метода "прародителя" окно нужно выполнить сначала вставку, унаследованную от класса окно с рамкой, а потом вставку, унаследованную от класса окно с заголовком. В противном случае при вычерчивании рамки будет затерта строка заголовка.

 

Hosted by uCoz
Google Scholar
Web Informer Button Web Informer Button