Главная. Учебники по программам для графики и дизайна!! Главная страница сайта.

 

14.2.3. Формирование суждений с учетом ограничений: метод Match

Для иллюстрации использования ограничений в системе R1 рассмотрим, как выполняется подзадача 3), конфигурирование модулей расширения шины UNIBUS в шкафах и блоках.

Основная сложность решения проблемы "распределения по закромам" состоит в том, что, как правило, не удается найти подходящий способ поиска в пространстве состояний, поскольку отсутствует подходящая оценочная функция для сравнения частичных конфигураций. Другими словами, отсутствует формула, которую можно было бы применить для того, чтобы сказать, что такая-то конфигурация лучше некоторой другой. Система функциональных и пространственных связей сама по себе является единым сложным объектом, и невозможно по отдельному ее фрагменту заранее сказать, приведет ли данный путь к удовлетворительному решению или нет. Это можно сделать, только получив определенные характеристики системы в целом, например показатели ее симметричности, которые влияют на избыточность.

В контексте подзадачи 3) существует ряд ограничений, которые можно использовать для унификации поиска решения.

Как правило, существует и ограничение на объем внутреннего пространства в шкафах системы. В результате, сказать о том, приемлема определенная конфигурация или нет, можно только после того, как на шине будут размещены все модули системы. Поэтому иногда система R1 вынуждена формировать несколько вариантов компоновки модулей, прежде чем будет найдена приемлемая.

Хотя система R1 и формирует иногда несколько вариантов решения одной и той же задачи, в ней никогда не выполняется обратное прослеживание. Иными словами, в ней никогда не формируется промежуточный вариант решения, к которому затем можно вернуться и отменить. На любой стадии процесса решения задачи система располагает достаточными знаниями для того, чтобы сделать следующий шаг. Использование обратного прослеживания потребовало бы значительных вычислительных ресурсов, особенно ресурсов оперативной памяти. К тому же при использовании обратного прослеживания пользователю очень сложно понять ход рассуждений, который привел к предлагаемому варианту решения.

Для основной проблемы в том способе решения проблемы, который использован в системе R1, разработчики выбрали наименование "Match" (сопоставление), которое вносит некоторую путаницу в смысл проблемы. Любые системы, основанные на применении правил, в той или иной мере используют сопоставление, но разработчики системы R1 придали термину Match (начинающемуся с прописной буквы "М") несколько иной смысл. Вместо того чтобы формировать набор решений-кандидатов и затем выбирать из них подходящий, как это делается в системе DENDRAL (см. главу 20), программа, использующая метод Match, на каждой стадии процесса "распознает", что ей делать дальше.

Метод Match можно рассматривать как метод поиска экземпляра, который означивал бы (конкретизировал) определенную "форму", — символическое выражение, содержащее переменные. Примером такой формы может служить левая часть выражения порождающего правила. Таким образом, пространством поиска для метода Match является "пространство всех означиваний переменных в форме" [McDermott, 1982, а, р. 54]. Каждое состояние в этом пространстве соответствует частично означенной форме.

Существуют формы, которые заключают в себе знания, специфические для данной предметной области, касающиеся удовлетворения ограничений. Именно с ними при решении данной частной проблемы и имеет дело метод Match. Мак-Дермот указал на два условия, которые нужно удовлетворить для того, чтобы можно было использовать для отыскания решения этот довольно "слабый" метод поиска.

Мак-Дермот разделил все правила системы R1 на три категории в зависимости от их отношения к методу Match.

(1) Правила применения операторов, которые формируют и модифицируют частичную конфигурацию.

(2) Правила установки последовательности, которые указывают порядок принятия решений, используя для этого в основном текущий контекст.

(3) Правила накопления информации, которые организуют обращение к базе данных компонентов и отвечают за выполнение разнообразных вычислений "по заказу" других правил.

Выше уже отмечалось, что использование понятия контекста при решении задачи синтеза конфигурации в определенной мере соответствует тому способу мышления, который близок эксперту-человеку. Однако попытка рассмотреть понятие контекста с точки зрения формальных вычислений не предпринималась. Если же обратиться к методу Match, то ситуация становится в определенной мере обратной. Человек-эксперт при решении аналогичной задачи не использует ничего, подобного этому методу. Скорее он склонен к эвристическому поиску в той или иной форме, что само по себе часто приводит к использованию обратного прослеживания. Преимущество использования метода Match с точки зрения затрачиваемых вычислительных ресурсов несомненно, и в этом ему следует отдать предпочтение перед методом эвристического поиска при разработке программ решения тех задач, где метод Match можно применить.

 

Hosted by uCoz
Google Scholar
Web Informer Button Web Informer Button