Интерактивный
синтезатор фраз Interactive Phrase Synthsizer — очень мощный и достаточно сложный
инструмент. У нас сложилось мнение, что до конца его возможности никому неизвестны.
Самые очевидные возможности — это все функции арпеджиатора плюс любые обыгровки
ваших аккордов, мелодий и т. п. С помощью Interactive Phrase Synthsizer можно
получить что-то вроде импровизации, причем в любом ладу или по образцу стиля
какого-нибудь композитора. Если вы не очень хорошо владеете клавишными инструментами,
то в некотором смысле вы получите технически совершенного помощника. Конечно,
научиться пользоваться Interactive Phrase Synthsizer можно только долго практикуясь.
Поэтому мы только расскажем, как работают его блоки, а дальше вы сами решите,
как его можно использовать в вашем творчестве.
Окно
Interactive Phrase Synthesizer открывается одноименной командой из меню
Panels и выглядит следующим образом.
Для
того чтобы привести синтезатор Interactive Phrase Synthsizer (в дальнейшем IPS)
в рабочее состояние, необходимо нажать Active в верхнем правом углу и
один из переключателей — IPS А или IPS В. Эти два переключателя говорят о том,
что на самом деле у нас не один IPS, а целых два, причем вы можете с ними работать
по отдельности, настраивая каждый по-разному, а также одновременно с двумя.
Для того чтобы начать работу с IPS, нужно записать какую-нибудь фразу в обычном
окне аранжировки. Дальше с помощью команды Convert to IPS Phrase из меню
Functions конвертируйте записанную фразу в IPS. Перед вами появится диалоговое
окно Copy Part to Phrase (рис. 5.60), выберите в раскрывающемся списке
позицию Empty и нажмите кнопку ОК — ваша фраза будет запомнена.
Теперь
перейдем к изучению окна Interactive Phrase Synthsizer. Как вы уже обратили
внимание, окно состоит из 12 условных блоков.
Phrase Input
— в списке Phrase вы выбираете вашу записанную фразу, в списке
Length — количество тактов, которые будете использовать в работе, в
списке Notes — количество нот, а в поле Numbers — количество использованных
нот. Последний параметр означает, что IPS назначает нотам свои порядковые
номера, и с этим параметром мы советуем вам поэкспериментировать.
Interpreter
— в списке Mode можно выбрать следующие режимы сортировки:
Sort
Normal — IPS сортирует не только ноты, записанные вами во фразе, но
и те ноты, которые вы будете играть на MIDI-клавиатуре, в данном случае
ноты, приходящие с клавиатуры, будут заменять ноты, записанные во фразу,
но в том же ритме. В этом режиме предпочтительно играть аккордами, потому
что если в вашей фразе записано 6 нот, а вы сыграете 5 или 4, IPS на недостающие
ноты сыграет паузу — какая нота превратится в паузу, зависит от сортировки
нот во фразе и в нажатых аккордах;
Sort
Replace — работает так же, как и предыдущая команда, только вместо
пауз будет звучать первый номер из сортировки фразы;
Sort
Skip — отсутствующий номер будет заменятся следующим по списку;
Transp.
Ret. — фраза будет начинаться сначала каждый раз, как только будет
нажата клавиша на MIDI-клавиатуре, но тональность фразы будет меняться
в зависимости от нажатой клавиши;
Transpose
Continue — останавливает игру при отпускании клавиши, а при нажатии
начинает игру с того места, где остановился. Тональность меняется так
же, как и в предыдущем варианте;
Mute
Play — что-то звучит только тогда, когда нажатые клавиши совпадают
с записанными по всем параметрам (высота, октава);
Repead
— играются все нажатые вами клавиши, но только в ритме записанной
вами фразы.
При
нажатой кнопке Hold фраза всегда доигрывается до конца, даже если вы
попытаетесь нажать еще какие-либо клавиши на MIDI-клавиатуре. При нажатой кнопке
Loop ваша фраза будет повторяться бесконечно, пока вы ее не выключите
или не нажмете клавишу <Пробел>. Если эта кнопка будет нажата вместе с
первой кнопкой, фраза будет повторяться бесконечно, вне зависимости от ваших
действий на MIDI-клавиатуре. Если нажата кнопка Retrigger, ваша фраза
будет начинаться с начала при каждом нажатии на MIDI-клавиатуре. При нажатии
кнопки S игнорируются все другие установки.
MIDI Input
— список Sort определяет, как IPS будет нумеровать события записанной
вами фразы:
Loves
Note — ноты сортируются в соответствии с высотой, т. е. самая низкая
нота будет первой и т. д.;
Highest
— все наоборот;
Lowest
Velosity — сортировка от самой низкой ноты к самой высокой;
Highest
Velosity — сортировка по громкости наоборот;
Last
Note — ноты сортируются в порядке, обратном записанному;
First
Note — сортировка происходит в порядке записанных нот;
Thru
— если эта кнопка включена, вы слышите одновременно фразу и то, что
вам захочется сыграть в этот момент; следующие два поля определяют диапазон,
в котором IPS будет реагировать на вашу игру.
Modulator
1/2 — данные блоки работают одинаково, поэтому будут объединены в описании.
FO — при активизации
этого списка появляется блок из 12 кнопок-переключателей :
первая — кнопка
Off/On — включить/выключить функцию;
вторая читает
список от начала к концу, в зависимости от параметра Freq (все дальнейшее
— в такой же зависимости);
третья читает
список от начала до конца, а потом обратно;
четвертая —
переключения между двумя нотами с разной частотой;
пятая читает
ноты от конца к началу;
шестая читает
ноты в случайном порядке;
седьмая воспроизводит
начало фразы, потом — конец фразы, потом — середину фразы и возвращается к
началу фразы;
восьмая воспроизводит
ноты от начала к концу, но в другом темпе;
девятая считывает
ноты, начиная от средней ноты, то вправо, то влево;
десятая, одиннадцатая
и двенадцатая — это надо послушать, лично для нас результат совершенно необъясним.
В
поле Frequency — определяется скорость чтения фразы (в процентах).
В поле Ampl
определяется амплитуда изменения модуляций от значения, установленного в поле
Min, до значения, установленного вами в поле Ampl.
В списке Best
вы можете выбрать те события, которые будут обрабатываться.
Блоки Dynamics,
Pich и Rhythm — эти блоки можно считать блоками эффектов потому, что они ничего
не меняют во фразе, а только добавляют новые виды обработки. Мы не будем описывать
работу этих блоков, по знакомым уже терминам вы сами определите, что это такое.
Да и честно говоря, читая руководство по программе и потом, сопоставляя полученные
результаты с заявленными, мы много раз сталкивались с тем, что это не одно
и то же.